Нормативно-правовое обеспечение образования - Основы правового регулирования финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения
Основы правового регулирования финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения
Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников.
Финансирование предполагает:
- целевое использование средств - расходование средств на установленные заранее определенные цели;
- безвозвратность - предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются.
Финансирование осуществляется на принципах:
- плановость - средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);
- выделения средств по мере их расходования;
- экономность - правильного и рационального расходования средств.
На содержание системы образования обществом направляются большие ресурсы, главным образом - бюджетные средства.
Понятно, что бесплатным образование является для учащихся (их семей), но не для государства:
- учителям и преподавателям необходимо платить заработную плату;
- учебные помещения нужно обслуживать, ремонтировать, обеспечивать теплом, энергией;
- здания нужно строить;
- для учебного процесса необходимо приобретать пособия, приборы, оборудование, мел, тряпки и т.п.
Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5-7% от ВВП (с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждой страны).
Основным источником финансирования образования являются бюджеты всех уровней. В частности, в настоящее время из федерального бюджета финансируется около 18% расходов на образование, из бюджетов субъектов Российской Федерации - около 22%, из местных бюджетов - 60% (это, разумеется, примерное распределение затрат по уровням финансирования).
В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:
- Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);
- Федеральное Собрание Российской Федерации (законодатель);
- Правительство Российской Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации, включая систему Федерального казначейства и его территориальных органов как составную часть Министерства финансов;
- федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;
- уполномоченные банки (проводящая сеть);
- собственно образовательные учреждения федерального ведения (расходование).
Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае отличительным признаком является их «непринадлежность» к источнику поступления, т.е. к бюджету (неважно какому именно бюджету).
Таким образом, источники поступления средств в учебное заведение делятся на бюджетные и внебюджетные.
Финансировать образовательное учреждение может государство или муниципальное образование, а может и частное лицо. Кроме того, известно понятие «самофинансирование». Самофинансирование - это финансирование организацией своих собственных работ (выполняемых внутри организации) за счет средств, находящихся в собственности (распоряжении) этой организации.
Таким образом, финансирование может осуществляться из следующих источников:
- бюджет учредителя;
- спонсорские средства;
- собственные средства, находящиеся в распоряжении (собственности).
К источникам поступления внебюджетных средств можно отнести:
- доходы от реализации товаров, работ, услуг (доходы от осуществления различных видов деятельности);
- доходы от внереализационных мероприятий (это всякие полученные штрафы, пени, неустойки и т.п.);
- пожертвования (дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и т.п.)
Все эти источники поступления внебюджетных средств присутствуют в деятельности образовательных учреждений.
Средства федерального бюджета направляются на содержание образовательных учреждений федерального ведения, на реализацию федеральных образовательных программ, на образовательные субвенции (вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства) в рамках финансовых трансфертов (дотации, безвозмездное выделение определенным лицам денежных сумм.) в дотационные регионы. Средства бюджетов регионального и муниципального уровней предусматривают ассигнования на содержание учреждений образования, в качестве учредителей которых выступают органы исполнительной власти субъектов федерации, а также на реализацию программ соответствующих субъектов федерации и муниципальных образований.
Делая вывод можно сказать, что источников поступления средств в бюджет образовательного учреждения множество, но основным все же остается бюджетное финансирование, которое осуществляется на основе правовых документов.